Настройка пианино и уход за ним

Бесплатные консультации
заказ услуг
по телефону:
+7 (981) 139·73·70

Старчевский Лев Исаакович

мастер по настройке, ремонту и реставрации пианино и роялей

Уважаемые клиенты!

Нет сомнения в том, что Вы хотите, чтобы Ваши любимые пианино или рояли  служили долго и хорошо держали настройку.Этого можно добиться, выполняя простейшие требования по содержанию и уходу за инструментами. А они таковы:

1. Пианино не должно находиться под воздействием прямых солнечных лучей. Это приводит к разогреву корпуса, причём неравномерному, рассыханию важных несущих конструкций и даже их деформации и разрушению. Кроме того, быстро обесцвечивается и теряет товарный вид покрытие корпуса.
 
2. Пианино не должно находиться ближе 1.5 метра от источников тепла. Имеются в виду радиаторы и трубы отопления. Нарушение этого требования приводит к интенсивному рассыханию деревянных деталей и как результат, к слабому держанию строя.
3. Пианино не должно находиться   на сквозняке. Это также приводит к рассыханию деревянных элементов конструкции.

4. Влажность воздуха в помещении, где находится пианино, должна составлять 50 – 60% относительной влажности. Этот показатель проверяется с помощью гигрометра, который ещё называют влагомером. Влагомеры находятся в свободной продаже и недороги.

Корректировать влажность в помещении можно с помощью современных увлажнителей. Особенно это актуально в зимний отопительный период, когда окна плотно закрыты, а радиаторы отопления максимально горячи.

Если увлажнителя нет, можно использовать старинный, но вполне эффективный способ. Он заключается в установке ёмкостей с водой в нижнее внутреннее пространство пианино. Для этого снимается нижняя филёнка и справа от педалей, на дно пианино устанавливаются банки с водой.

При этом, следует знать, что на показатель влажности влияет не объём жидкости, а площадь её испаряемой поверхности. А по сему, если температура в помещении составляет 23 – 24 градуса по Цельсию, то рекомендовано установить 4 стандартных однолитровых стеклянных банки с водой, наливая её до конца цилиндрической части банки.

Устанавливая в пианино банки с водой, необходимо следить, чтобы наружная поверхность банок была сухая, чтобы вода не попадала на деревянный цокольный пол пианино. Банки не должны касаться друг друга и металлических элементов опорной чугунной рамы, дабы избежать резонирующих звуков и дребезжания.
Не забывайте, что банки с водой устанавливаются, когда не хватает влажности, контролируемой влагомером. Как правило, летом банки с водой не нужны. Не смотря на повышенную температуру воздуха, он насыщен влагой и попадает в помещения через открытые окна и балконы. Этой атмосферной влажности, как правило, вполне достаточно, чтобы воду в пианино не устанавливать вне отопительного сезона. Длительное превышение влажности – тоже плохо. Это приводит к каррозии металлических деталей, таких как, струны, колки, штифты и пружины механики. А также, к разрушению клеевых соединений, что недопустимо. Поэтому необходимо за показателями влажности следить, и регулировать её, так, как описано выше. Тогда Ваше пианино будет держать настройку достаточно долго.

Настройка фортепиано

Настройка фортепиано – это кропотливый процесс, направленный на восстановление точного гармонического звукоряда с помощью настроечного ключа.
 Сюда не входит мелкий ремонт и замена изношенных и поломанных деталей. Правильная регулировка клавиатуры и механики, являются тоже отдельными, хотя и обязательными операциями при работе мастера с вашим инструментом. Однако, при обращении клиентов к настройщику, эти 3 важных и необходимых вида работ, объединяются под общим понятием «настройка». Страшного в этом ничего нет, ибо наши уважаемые клиенты не обязаны разбираться в таких технологических тонкостях, которые в значительной степени влияют на общий объём работы мастера. И его задача подробно и доходчиво всё объяснить.

Периодичность настройки

Периодичность (частота) настройки зависит от нескольких факторов:

Качество материала, из которого сделан инструмент и соблюдение технологии производства.
Материал для изготовления таких инструментов, как пианино или рояль – это, как правило, древесина разных пород. Резонансные деки почти всегда делаются из резонансной ели. Заготовки для дек имеет форму дощечек. Эти дощечки перед использованием, подвергаются длительному хранению в условиях постоянной температуры и влажности.

Известно, что ведущая американская фортепианная компания Steinway&Sons выдерживает заготовки для фортепианных дек в течение 50-ти лет. Основное назначение резонансной деки – это усиление звуковых колебаний струн и придание звуку определённой тембровой окраски. Именно это является одним из главных отличий высококлассных инструментов от посредственных.

Очень большое значение имеет качество древесины, из которой делается, так называемый, вирбельбанк. Вирбельбанк, или колковая доска – это деталь, в заранее просверленные отверстия которой, установлены колки. Колки – это стальные стержни с маленьким поперечным отверстием, через которое проходит струнная проволока. При вращении колка мастером-настройщиком, с помощью настроечного ключа, струнная проволока навивается на колок, а сама струна при этом, натягивается.
Степень натяжения струны обеспечивает её нужное звучание.

А надёжность и время, в течение которого пианино Ваше будет держать настройку, в большой степени зависит от качества бука, из которого изготовлена колковая доска. Если бук качественный, то колки будут плотно и долго держаться в своих отверстиях и не отпускать натянутые на них струны. И наоборот, если бук некачественный, то он быстро рассохнется из-за перепадов температуры и влажности, при этом инструмент будет быстро расстраиваться.

Так же, периодичность настройки в большой степени зависит от интенсивности эксплуатации инструмента. Если в музыкальных учебных заведениях на пианино играют с утра и до вечера, то такая настройка долго не держится и требует частого вмешательства настройщика.

Если же пианино находится дома, и к нему подходят только от случая к случаю, то при условии нормальной температуры и влажности в помещении, пианино может оставаться настроенным достаточно долго.

Если Вы приобрели совершенно новый инструмент, то для его стабильной работы, необходима хотя бы 3-х кратная настройка с интервалом в 1 месяц. Как правило, процесс релаксации струн и опорных конструкций нового пианино после этого будет почти завершен, и в дальнейшем, инструмент должен будет настраиваться 1 раз в шесть месяцев.

Если у Вас старенькое советское пианино, или старинный инструмент, то помните: «чем пианино или рояль старше, тем хуже он держит настройку и быстрее расстраивается ». В таком случае о чёткой периодичности настройки судить сложно. Если при игре на таком инструменте возникают неприятные, диссонирующие звуки, то пришло время его настраивать.

Просто, следует принять простую истину: «вечной настройки не бывает!». И не стесняйтесь обращаться к мастеру по настройке. Он подскажет Вам правильное решение.

 

Пианист Александр Скляров играет на отреставрированном мастером инструменте:

 

Этапы рабочего процесса по ремонту и настройке пианино

Ремонт, настройка и реставрация пианино

  • Таким был этот Вагнер
  • Пианино Вагнер и его детали
  • Ремонт резонансного щита и штегов пианино Вагнер
  • Реставрация пианино Вагнер
  • Реставрация пианино Вагнер
  • Первые аккорды после ремонта
  • Таким он стал

Моя мастерская по настройке, ремонту и реставрации пианино

  • Рёниш - установка модератора
  • Замена колков пианино Рёниш
  • Ремонт пианино Петроф
  • Моя мастерская с кранбалкой
  • Способ установки пианино, при котором свежеокрашенная нижняя поверхность не касается пола
  • Клавиатурная крышка заполирована
  • Модератор, установленный на пианино Петроф
  • Модератор включён
  • Модератор отключён
« вернуться на предыдущую страницу

Вверх