Немного истории

Бесплатные консультации
заказ услуг
по телефону:
+7 (981) 139·73·70

Старчевский Лев Исаакович

мастер по настройке, ремонту и реставрации пианино и роялей

Многоуважаемые пианисты!

Задумались ли Вы, откуда, вообще, взялась музыка?
Учёные мужи на этот вопрос, как правило, отвечают, что первыми музыкантами были древние люди.
Они для охоты использовали луки. И, что весьма вероятно, обратили внимание на звук, который издаёт туго натянутая тетива после пуска стрелы.
Потом выяснилась удивительная вещь. Оказывается, если натянутую тетиву лука пережать посередине, и зацепить её свободный участок какой-нибудь ракушкой или ногтем, то зазвучит она иначе, чем в первый раз. Она зазвучит в два раза выше, а возможно и приятнее. Стало понятно, что изменяя длину струны, можно изменять высоту звука. Так родилась первая музыкальная струна и музыка, до наших дней, конечно, не дошедшая. Ещё не было в те далёкие времена, ни нотной грамоты, ни тем более, звукозаписывающей аппаратуры.
А какой восторг, наверное, охватывал древних людей, впервые извлекающих звуки из большого пустотелого рога доисторического парнокопытного?
Но время шло, проходили тысячелетия. Появились довольно сложные музыкальные инструменты и первая музыкальная грамота в виде нот, превратившаяся со временем в стройную теорию музыки. Появление первых нот восходит к трудам Гвидо д'Ареццо первой половины 11-го века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Пятая линия добавилась позже.

А в 1668 году итальянец Бартоломео Кристофори, клавесинный мастер и изобретатель, создал на основе того же клавесина совершенно новый по конструкции музыкальный инструмент.
В отличие от клавесина, где звук производился методом защипывания струн, что не позволяло музыканту играть громче или тише, (как на первых примитивных синтезаторах 20-го века), этот новый музыкальный инструмент имел молоточки, ударяющие по струнам.
И если музыкант ударял по клавише чуть сильнее, то громче звучал и новый инструмент. Это давало совершенно другие выразительные возможности при исполнении произведений.
Новый инструмент вначале назывался «клавесин с тихим и громким звуком», или пиано-форте-чимбало. В переводе с итальянского, пиано – это тихо, форте – громко, чимбало – молоточек. Так, в самом этом названии выражены возможности нового музыкального инструмента, который в современном мире называется ФОРТЕПИАНО.
Отдавая дань гению Бартоломео Кристофори, отметим, что его инструмент сразу признания музыкантов не получил, так как молоточки на нём были обтянуты толстой свиной кожей, из-за чего звук получался весьма глухим и тусклым.
Но всё в этом мире развивается, и лет, эдак через 25 в Германии, немецкий музыкант, мастер и педагог Готтлиб Шрётер создал усовершенствованный инструмент, молоточки которого были сделаны из прессованного войлока. Этот инструмент, при игре на нём, создавал весьма приятное звучание и был принят музыкантами, после чего многие музыкальные мастера стали выпускать аналогичные инструменты, постоянно совершенствуя их конструкцию и качество.
Современное фортепиано имеет два вида – это горизонтальное фортепиано - рояль, и вертикальное – пианино.
Конструкция этих инструментов достигла своего совершенства в начале 20-го века, после чего все изменения не имели принципиального характера, а были направлены на усовершенствование технологии производства и повышение качества изделий.
Итак, мы с Вами имеем великолепные возможности играть на таком совершенном музыкальном инструменте, как фортепиано.
Возблагодарим же старых мастеров, прошедший тернистый путь, через неудачи и успехи, и подарившие современному миру прекрасные пианино и рояли!
 

« вернуться на предыдущую страницу

Вверх